Контакты
  • (044) 383 06 51
  • (093) 077 65 86
  • 629 261 286
  • График работы

Подстрой гитару
Онлайн радио
Слушать радио Рок Музыка онлайн
Мы на Facebook
Мы Вконтакте
Статьи и советы
  • Как выбрать толковую гитару для начинающего?

    Как выбрать толковую гитару для начинающего?

     

    Друзья, давайте сразу оговорим, что способов выбора инструмента существует невероятное количество. С таким объемом информации может поспорить разве что количество способов приготовление глинтвейна или квашения капусты. Одним словом, идей — масса и одна другой лучше. В этой статье я предлагаю рассмотреть самые основные и очевидные моменты, а мифы, коих в свою очередь тоже масса, вывести на чистую воду.

     

    Конечно, на эту тему кто только не писал, и я не собираюсь в очередной раз изобретать велосипед, просто постараюсь изложить свой взгляд на предмет, опираясь на многолетний опыт работы в гитарном отделе. Но перед тем как перейти непосредственно к выбору инструмента, давайте вспомним себя в первом классе общеобразовательной школы, желательно в первой четверти. Да — да, именно в первом классе и в первой четверти! Чему нас там учили? Правильно — pисовать черточки, кружочки, плюсики и минусики, тем самым развивая нам моторику рук. Здесь все то же самое — нужен инструмент, который помог бы нам натренировать и развить руки, а значит — нужна хорошая классическая гитара с широким грифом и нейлоновыми струнами.

     

     

    Как это принято во всем цивилизованном мире?

     

    Для того, чтобы постичь азы, развить руки и в последствии довольно сносно излагать свои мысли на гитаре, «загнивающий Запад» использует классические инструменты. Не «вестерн» (акустическая гитара с узким грифом и металлическими струнами), не электрогитары и, уж тем более, не бас гитары, а именно классические гитары. Прошу это принять как аксиому. Слава Богу, у нас исповедуют те же принципы. Конечно, вы сразу завалите меня вопросами и претензиями типа: «Как же так, какой нейлон? Металлические струны звучат ярче!» или «Какая классика? Я хочу сразу на электро/бас гитаре запиливать!». Друзья, всему свое время, будет и «вестерн» с металлом, и электро с басом, а сейчас мы будем проходить «курс молодого бойца» на классической гитаре.

     

     

    Итак, что из себя представляет классика? Это гитара, имеющая традиционную форму, широкий гриф и обязательно нейлоновые струны. Такие инструменты бывают, как правило, под лаком или матовые, но в 99% случаев они имеют натуральную расцветку, т.е. их не красят. Ну, попробуйте представить: концертный зал, входит накрахмаленный красавец — классический гитарист при бабочке и во фраке. Садится с невероятно пафосным лицом в манерную позу на специальный стульчик …, достает классическую гитару, раскрашенную под флаг конфедерации, и начинает на ней выдавать Рахманинова! Вот смеху-то будет!

     

     

    На классические гитары ставятся только нейлоновые струны! Это очень важно, потому что до сих пор находятся «гоблины», которые с упорством барана продолжают натягивать на безанкерный, широкий гриф металлические струны, приговаривая, что «так звонче». Для тех, кто интересуется, скажу, что металлические струны имеют более сильное натяжение, чем самый жесткий нейлон. Поэтому, попадая на гитару, они тут же начинают самую настоящую «подрывную деятельность». Медленно, но верно, под их воздействием начинают деформироваться гриф и верхняя дека. Подставка с нижним порожком (бридж) под давлением струн начинает выламываться из верхней деки. В конечном итоге подставка отрывается и бьет нерадивого хозяина гитары в лоб. Те, кто выживают после такой гитарной мести, обычно несут бездыханное тельце гитары к нам в мастерскую и больше никогда-никогда не ставят на классику металлические струны! Но даже если бридж не оторвался, из-за деформации у инструмента нарушается мензура, и он перестает строить раз и навсегда, что, в общем-то, равноценно смерти любого музыкального инструмента. Что, страшно?

     

     

    Так, что-то я отвлекся, вернемся к нашим гитарам. Итак, мы выяснили, что для начинающего музыканта идеально подходит классика — как правило, при продаже на таких инструментах уже стоят струны среднего натяжения — как раз то, что нужно. Этот комплект проживет 1,5-3 месяца, за это время он порядком измочалится и вытянется, что приведет к потере звука и строя инструмента. Выход очевиден — вам потребуются новые струны, которые без проблем можно приобрести в том же отделе, где вы покупали гитару. Рекомендую ставить все тот же нейлон среднего натяжения. А тем, кто уже почувствовал в своих пальцах богатырскую силу, можно переходить на жесткое натяжение: тем самым вы сможете добиваться более яркого звучания своего инструмента.

     

    Хочу сразу развеять один распространенный миф. Многие думают, что если гитара стоит на стойке, и на ней никто не играет, то и струны не «сажаются». Это неправда! Безусловно, оплетка струн не разбивается о лады, зато они (струны, конечно, а не лады) имеют свойство со временем вытягиваться и переставать строить. А это значит, играть на таком комплекте уже не стоит, чтобы не портить себе настроение и слух.

     

    Из бюджетных вариантов с не скрываемой гордостью представляю вашему вниманию Hohner HC-06, Espanola E-Studio, OscarSchmidt OC6, Stagg C542, С546, Yamaha C-40, C-45, C-70 — эти модели мало того, что проверены временем, рядом с ними не выдерживает конкуренции никто. Делать гитары такого уровня и качества за 75-130 у.е. пока не удается никому из известных мне фирм-производителей!

     

    Средний уровень в сети магазинов «ДоДиез» представлен замечательными испанскими гитарами Admira, а также Antonio  Sanches, Almansa и конечно модельным рядом компании Yamaha, более продвинутой серии CG. В этом сегменте инструменты могут стоить от 180 до 1000 у.е.

     

     

    Ну, а если вам позволяют возможности и здоровье (шутка), то стоит задуматься и о мастеровом инструменте. Я имею в виду «топовую» серию гитар от Francisco Esteve и Juan Hernandes. Это роскошная классика, сделанная руками супер-мастеров — профессионалов своего дела. Конечно, ощущения от игры на таких инструментах бесподобны — кажется, что пальцы сами встают на нужные лады, извлекая чарующие звуки! Скажу, что цена на это волшебство начинается приблизительно с 1000 у.е. и не имеет предела, так как нет предела совершенству!

    Самые простенькие модели делаются полностью из шпона (фанеры, по-нашему). Как правило, они самые пулеводоогнеупорные. Но это не значит, что можно таскать гитару в 30-ти градусные морозы без теплого чехла. Тут проблем быть не должно, просто при выборе таких инструментов стоит обратить внимание на работу колкового механизма и отсутствие механических повреждений.

     

     

    Средний уровень уже будет иметь массив на верхней деке, т.е. та часть гитары, в которой вырезана круглая дырка (розетка), и снизу (к бриджу) привязаны струны, исполнена не из фанеры, а из цельного дерева. Этот самый массив гораздо интенсивнее резонирует, а значит, звучание инструмента будет гораздо насыщеннее и богаче, чем у шпона. На изготовление обечайки (боковые стороны гитары) у среднего класса идет более разнообразный материал, чем у бюджетных собратьев. В данном случае это может быть и палисандр, и махагони, и орех, которые, в свою очередь, отличаются не только внешним видом, а еще и тембральной окраской, но тут уже кому что больше нравится. При выборе среднего класса кроме всего перечисленного следует обратить внимание на отсутствие трещин на верхней деке.

     

     

    Высокий же класс имеет массив уже везде — и сверху, и с боков, и снизу. Я вижу, что многие уже догадались, какой роскошный мощный и кристально чистый звук могут выдавать такие гитары! Безусловно, этот уровень уже предполагает наличие определенного мастерства у музыканта, но я не вижу ничего предосудительного в том, что дорогие инструменты покупают начинающие. Во-первых, к хорошему быстро привыкаешь. Во-вторых, к ним тянутся руки, потому что все получается, не напрягаясь. И, наконец, в-третьих, на таких инструментах хочется играть! С выбором — все то же самое: разные породы дерева звучат и выглядят по-разному. Нужно взять гитару в руки, почувствовать ее, извлечь несколько ноток и прислушаться к своим ощущениям. Если в ответ внутри что-то зашевелилось, значит это любовь, такую классику надо брать! Внимательно изучите гитару на предмет сколов и трещин, обязательно купите для нее либо самый теплый чехол, либо чемодан (жесткий кофр).

     

    И еще одна очень маленькая, но важная деталь. Если в вашей квартире нет увлажнителя, а влажность в отопительный период падает до 20%, то эту проблему надо решать. Есть два способа. Капитальный прибор для поддержания микроклимата во всей квартире можно купить в любом магазине бытовой электроники. Но мы будем действовать иначе. Гитаре, неважно какого уровня, необходимо получать от 40 до 60% влажности. Для этого можно использовать локальный увлажнитель. Как правило, это небольшая, размером с пачку сигарет, пластиковая коробочка с отверстиями, внутри которой находится пористый материал. Туда заливается обычная вода, и эта самая коробочка кладется в чемодан или чехол, создавая там подходящий для гитары микроклимат. Эти увлажнители следует использовать для любых видов деревянных музыкальных инструментов (скрипочка, домра, гитара и т.д.). Процедуру по заливанию воды в прибор надо повторять 1-2 раза в неделю в зависимости от климата в помещении, где хранится инструмент. А вообще замечательно будет, если вы приобретете увлажнитель в комплекте с сенсором, измеряющим влажность. Тогда вы всегда будете в курсе событий, которые происходят вокруг вашего любимого инструмента, и убережете его от пересыхания.

     

     

    Для тех, кто пошел другим путем

     

    Безусловно, я понимаю, что есть граждане, которые, прочитав все вышеизложенное, скажут, что классика — это ерунда, и они все равно будут учиться сразу на вестерне, электро, бас гитаре. Ну что ж, поступайте, как душе угодно. Но я рекомендую дочитать этот текст до конца. Потому что советы, данные ниже, наверняка сэкономят вам кучу нервов, времени и денег.

     

     

    Те, кто собирается учиться на акустической гитаре с металлическими струнами, должны быть готовы к тому, что подушечки на ваших пальцах еще не «набиты», а сами пальцы еще слабоваты, и зажимать жесткие стальные струны сначала будет очень некомфортно. Чтобы хоть как-то упростить себе задачу, рекомендую купить тренажер под названием D'Addario Varigrip. Это небольшой эспандер с возможностью регулировки усилия, но главная его прелесть, в том, что им можно тренировать по отдельности каждый пальчик и каждую фалангу. Приобрести можно опять-таки в нашей сети «ДоДиез».

     

     

    При покупке инструмента будьте готовы к тому, что в «заводской» комплектации на нем будут установлены довольно толстые струны № 12, чтобы почувствовать всю мощь и прелесть звука. Так вот, если вы не хотите за первое же занятие сточить свои руки по локоть, рекомендую вам приобрести комплект более тонких струн, скажем № 10. Вы потеряете немного «динамики», зато спасете свои пальцы от жутких травм, несовместимых с жизнью. А что поделать — вы сами этого хотели!

     

     

    А для тех, кто решил сразу приручать электрогитару, рекомендую выбирать инструмент с «машинами», «бриджами» типа Strat Stile или Tune-o-Matic (это те, что качают в одну сторону или вообще жесткие). Очень не советую начинающим засматриваться на модели с «машиной» типа Floyd Rose (качает и вверх, и вниз), потому как первая же замена струн превратится в такой кошмар, по сравнению с которым Фреди Крюгер покажется милой девочкой, лепящей куличики! Там есть куча тонкостей, которые лучше постигать со временем, обрастая опытом и новыми инструментами.

     

     

    Я бы рад раскрыть все тайны, но тогда вам будет уже неинтересно. Да и преподаватели музыки должны себе на хлеб чем-то зарабатывать. Надеюсь, что в этой статье я более или менее объяснил наиболее очевидные моменты. Ну, а если вы еще моими советами и воспользуетесь по назначению, то я вообще буду самым счастливым человеком на планете. Гитара — это волшебный инструмент, учитесь на нем играть грамотно.
    Всем удачи и творческого подъема!

     

    По материалам Артема Шишкина.